Кукольный Дом Натальи Ивановой
 Каталог файлов
Главная » Файлы » социально-педагогическая литература » социальная педагогика

Философия. Человек как личность.
16.09.2012, 20:12

Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека

1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

156

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, каккачества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

 гуманизм;

 человечность;

 честь;

 совесть;

 скромность;

 великодушие;

 справедливость;

 верность;

 иные качества.

И общественно осуждаемые — негативные:

 чванливость;

 цинизм;

 грубость;

 тунеядство;

157

 трусость;

 нигилизм;

 иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

 воля;

 решительность;

 мудрость;

 умение;

 установки;

 убеждения;

 патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей и интересов.

Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

 биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

 духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

 материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

 социальными — реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

 личные (индивидуальные);

 групповые;

 классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

 общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

158

 государственные;

 интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

 материальными и духовными;

 нормальными и ненормальными;

 долговременными и ближайшими;

 разрешенными и неразрешенными;

 общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение людей.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

 поддерживают порядок, равновесие в обществе;

 подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

 помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.

Видами социальных норм являются:

 нормы морали;

 нормы группы, коллектива;

 специальные (профессиональные) нормы;

 нормы права.

159

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове­дения людей. Они охватывают большой круг общественных от­ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг­нуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по­ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

 устанавливаются особыми уполномоченными государствен­ными органами;

 имеют общеобязательный характер;

 формально-определенны (четко сформулированы в письмен­ной форме);

 регулируют четко определенный круг общественных отно­шений (а не общественные отношения вообще);

 подкреплены принудительной силой государства (возможно­стью применения насилия, санкций со стороны специаль­ных государственных органов в установленном законом по­рядке по отношению к лицам, их преступившим).

5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — цело­стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок­ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован­ное общество.

160

6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

 пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

 активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

 авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

 групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру­гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

 общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

 активное, самостоятельное поведение по отношению к дру­гим индивидам, но подчинение лидеру группы;

 подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

 игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

 непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель­ность (пример: революционеры — Ленин и другие).

7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.

Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-

161

ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

 подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную культуру, опыт);

 развить общественно ценные качества личности;

 стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;

 научить человека взаимодействию с другими людьми;

 научить человека труду.

Категория: социальная педагогика | Добавил: ivanova767 | Теги: философия
Просмотров: 757 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Воскресенье, 28.04.2024, 17:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
социальная педагогика [13]
психология [4]
возрастная анатомия [2]
специальная педагогика [2]
история педагогики и образования [4]
теории обучения и воспитания [1]
Block title
Поиск
Вход на сайт
Теги
аппликация возрастная анатомия и физиология кружок для детей возрастная анатомия физиология и ги друзья сайта куклы Введение в психологию мастер класс по полимерной глине открытое занятие конструирование разработки занятий маклаков Галагузова.Социальная педагогика мардахаев сочетание цветов в одежде Галагузова валяние 8 простых правил Аристотель (Никомахова этика история педагогики кукольный мастер специальная педагогика образование анкета анкета для детей и родителей баннер создать социальная педагогика Подласый АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К баннер студия АНКЕТА (ИЗУЧЕНИЕ ДРУЖЕСКОГО ОКРУЖЕН интернет-магазин выставки конкурсы АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИК В. А. Сухомлинский педагогика Виртуальная справка. Концепция воспитания школьников по АНОНС КОНФЕРЕНЦИЙ ЦОиНК НА 2012г картины из шерсти Коджаспирова Г.М. История образован Мокрое валяние валяние цветов ландыши лекции мастер класс ландыши брошк брошь выкройки Родительское собрание мягкая игрушка Мишка Тедди М.У.Стрелкова Семьеведение.2000г цветовой круг Делаем индивидуальную подпись Ежик в тумане (сухое валяние) аксессуары валяние на каркасе войлок Авторская кукла глаз глаза красивые глаза кукольные глаза образовательная программа аппликация с дошкольниками книга шпаргалка по валянию когда вами манипулируют 8 простых правил общения мои фотографии фото кукла выставка всероссийская выставка игрушки броши авторские работы педагога авторские работы обучающихся сухое валяние семинар фото отчет деятельности мастер-класс праздник каникулы коллектив воспитательная работа наш коллектив мероприятие новый год дети мы победители воспитательная работа 2011/2012г. текстильная кукла фельт выставка 2012 поделки из природного материала новый год 2014
Статистика
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024