ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Фельт, Фильцнадель, Валяние - процесс получения из непряденых шерстяных волокон спрессованной массы, используемой для производства таких материалов, как войлок и фетр. Войлок - особого рода полотно, получающееся путем спутывания между собой волокон шерсти. Существует три принципиально разных способа сбивания волокон. Первый, «сухой» - «фильцевание», когда моточек непряденой шерсти многократно протыкают специальными иглами с зазубринами, формируя необходимый объем. Иглы для фильца имеют особые насечки в направлении, противоположном движению иглы, которые позволяют «перепутывать» и увлекать внутрь комка волокна, сваливая их все плотнее и плотнее. Чтобы сделать углубление, иглу многократно втыкают в одно и тоже место. Номер иглы определяет ее толщину. Чем больше номер, тем тоньше игла и меньше количество зазубрин. Чем толще игла, тем быстрее она фильцует и тем больше отверстия, которые она оставляет в пряже. В начале работы обычно используют более толстые иглы (№32-36), в конце - более тонкие (№38-40) для точной проработки деталей. Второй, «мокрый» - «валяние», здесь шерсть расстилают ровным слоем на холсте, сетке или циновке, смачивают горячей водой и мыльным раствором, свертывают в трубку вместе с основой и катают по ровной твердой поверхности. И смешанный способ, когда присутствует и фильцевание, и валяние. Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей. Валяние- техника, доступная для начинающих. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки. Валяние сродни лепке - здесь главное представить объемную форму игрушки. Умея чуть-чуть лепить из пластилина, легко можно овладеть и этой техникой. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния. У нас валяные бурки, шляпы, ковры, валенки делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде. Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Особое внимание в данной программе уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг. Программа «Фельт: изделия из непряденой шерсти» является образовательной в области «Технология». Цель программы: раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в каждом ребенке, формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры. Задачи программы: 1. Обучающие · формирование специальных знаний по предмету: основы жанровой композиции, основы цветоведения. Обучение технике «Фильцнадель»; · приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов; 2. Воспитывающие · формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; · прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу; · помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми; 3. Развивающие · способствовать развитию индивидуальных творческих способностей и мышления ребенка; · умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе; · развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности; Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов: · добровольности; · доступности; · многообразия форм образовательно-воспитательного процесса; · межпредметных связей. · наглядности; · связи теории с практикой; · системности и последовательности; В основе программы лежат три взаимосвязанных раздела: - фильцевание ( работа при помощи игл для фельта); - валяние (в работе применяется мыло и вода); - смешанная техника; Участники программы: Педагог – обучающиеся – родители. Возраст обучающихся 7 – 18 лет. Программа рассчитана на два года обучения. Занятия в группе первого и второго года обучения проходят два раза в неделю по два часа, 144 часа в год. |