Влияние психологической культуры педагога на личностный рост
ребенка
Гуманизация образовательной сферы актуализировала значительное
количество вопросов, ряд из которых не имеет готовых ответов. Перед педагогами
поставлены задачи осуществления личностно-ориентированного подхода, построения
в ходе педагогического процесса субъект-субъектного взаимодействия, поддержки
личностного роста ребенка в образовательной работе. Созданы интересные
программы, соответствующие духу Концепции дошкольного воспитания (ВНИК «Школа»),
но возможность выбора из существующего многообразия не всегда позволяет снять
возникающие вопросы, так как не отработан механизм реализации нового
программного обеспечения. Эмоциональная готовность педагогов принять новую
парадигму образования оказалась недостаточной. Интуиция, которой, несомненно,
обладают многие воспитатели и учителя, является важным, но недостаточным
условием организации педагогического процесса на гуманистических началах.
Иногда это влечет за собой срывы в попустительство или возврат в авторитаризм,
дискредитирует саму идею гуманизации. Конечно, многие педагоги пытаются
находить точки соприкосновения учебного и воспитательного процессов. Но, как
заметила на одном из парламентских заседаний в марте 2002 г. В. Матвиенко, в
образовательной работе воспитательная функция занимает все меньшее место,
педагог превращается в ретранслятора знаний, умений и навыков, его личность
перестает быть «образом идеальной взрослости», а статус не является
привлекательным. Одним из источников этой проблемы, на наш взгляд, является
уровень психологической культуры педагогов и современного общества в целом.
В решении коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. №7/1 «О состоянии и
перспективах развития службы практической психологии образования в Российской
Федерации» отмечено: «Можно констатировать, что развитие практической
психологии во многом повлияло на подготовку почвы новой философии образования,
обусловило переход от традиционной парадигмы „знаний, умений и навыков" к
парадигме развивающего образования в контексте создания национальной доктрины
образования России на пороге XXI века». Однако известно, что взаимодействие
психологической службы с педагогическим коллективом имеет свои трудности, и
следует отметить, что они встречаются не только на практике.
Как возникает разрыв между смежными науками, тесная связь которых
является условием эффективного развития ребенка? Возможно, ответ кроется в
позиционировании педагога на определенной установке. Для установки воспитателя
в традиционной парадигме характерна ориентированность на результат, показателем
которого является объем усвоенных знаний, умений и навыков. Концепции
развивающего образования предполагают оценку процессуальности, т.е. контроль
над качеством процессов (способы организации деятельности, активность,
вовлеченность, концентрация внимания и т.п.), руководство микропроцессами
внутри единого целостного педагогического процесса и адекватное взаимодействие
с детьми. Все это требует не только профессиональной компетенции, педагогического
мастерства, но и психологической культуры. |